Метод проектов.

« Метод проектов и его применение в обучении»

В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет эксплуатации памяти. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.

Этот дидактическая технология не является принципиально новым в мировой педагогике. В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством  С.Т. Шацкого  была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор серьёзных попыток возродить его  в России не было.

В США метод проектов возник в 20-е годы прошлого века. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными  философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником   В.Х. Килпатриком.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов — технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Причины широкого распространения метода проектов.

  • ·          необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • ·          актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
  • ·          актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
  • ·          значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Направленность «метода проектов».

  • ·          развитие познавательных навыков учащихся;
  • ·          развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • ·          развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • ·          развитие критического мышления.

 

Типология проектов

  • Типологические признаки:
  • •        Доминирующая в проекте деятельность;
  • •        Предметно-содержательная область;
  • •        Характер координации проекта;
  • •        Характер контактов проекта;
  • •        Количество участников проекта;
  • •        Продолжительность проекта.

 

В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:

  • •        Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
  • •        Ролевые, игровые (распределение ролей);
  • •        Творческие (итог – спектакль, альбом);
  • •        Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат);
  • •        Практико-ориентированные или прикладные.

 

В соответствии с предметно-содержательной областью:

  • •        Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);
  • •        Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).

 

По характеру координации:

  • •        С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
  • •        Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).

 

По количеству участников:

  • •        Индивидуальные;
  • •        Парные (между парами участников);
  • •        Групповые (между группами участников).

 

По продолжительности выполнения:

  • •        Краткосрочные (несколько уроков);
  • •        Среднесрочные (от недели до месяца);
  • •        Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

 

Этапы выполнения проекта

 

Параметры внешней оценки проекта:

  • •        значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • •        корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
  • •        активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • •        коллективный характер принимаемых решений;
  • •        характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • •        необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • •        доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • •        эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • •        умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 

Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую — что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но,  главное, он рассчитан,  на умение работать с различными источниками информации.

Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс